David Markey’s 1991 Tour Diary

1

25 Years since 1991, The Year Punk Broke

оригинальный текст здесь

автор текста и фото: David Markey

перевод: kdrs

Ранее я работал с Sonic Youth над парой низкобюджетных, 8-ми миллиметровых клипов для их дебютного альбома на мэйджоре (Goo,1990). До этого я сделал несколько короткометражек с участием Тёрстона Мура и Ким Гордон. Помимо рабочих отношений с группой, я также дружил с ними и не стесняюсь признаться, что был их фанатом. Мы даже были «приятелями» по лейблу в середине 80х на SST; Я играл в Painted Willie во времена записи и релиза EVOL и Sister, два важнейших альбома, которыми я очень восхищаюсь. Работа с Sonic youth была отличным опытом, обычно спонтанной и всегда полной веселья. Мы были одержимы идеей о создании полнометражного документального проекта. В 1990 году мы обсуждали возможность задокументировать процесс создания Goo, но эта идея была заброшена, поскольку у группы был весьма утомительный график. Переносимся в июль 1991-го, когда Тёрстон позвонил мне и спросил, интересно ли мне отправится с группой в летний европейский тур и отснять всё происходящее на 8мм. По всей видимости он взял на себя все расходы по моему обеспечению в дороге. Тур должен был стартовать всего через несколько недель. Тёрстон очень хотел взять на разогрев Nirvana, группу от которой он кайфовал и был непосредственно причастен к тому, чтобы привлечь к ним внимание их лейбла (Geffen records) и менеджмента (Gold Mountain во главе с Jonh Silva.) Я, естественно, решил воспользоваться шансом и бросился закупаться плёнкой (имея в распоряжении чуть больше 1600$ на кредитке, чтобы получить своё оборудование и паспорт). Тёрстон знал, что должно случится что-то невероятное, но естественно никто не мог даже представить, что нас ждёт в конце тура. Всё просто — мир кардинально изменится, по крайней мере для большинства людей в этом приключении. Далее следует расшифровка моих записей, сделанных в этом туре. Волнение было ощутимо…

8-18-91:Аэропорт Лос-Анджелеса.
Встретились с Джоном СИлвой и Nirvana в международном терминале в 10:30 утра. В очереди я познакомился с гитаристом/певцом Куртом Кобейном, басистом Крисом Новоселичем и их новым барабанщиком Дейвом Гролом, а также звукорежиссером Крейгом Монтгомери. Все они были очень уставшими после съемок видео к предстоящему альбому. Крист сделал резкое замечание о том, что режисер был придурком, увидев меня с видео оборудованием. Что-то было в них странно знакомое, они показались мне группой, которая с лёгкостью могла бы быть на SST. Мы сели на борт международного рейса №934 и в 7:30 следующего дня уже были в Лондоне, Англия. Встретелись с Sonic Youth и начали наше двухнедельное Европейское турне, в основном состоящие из фестивалей. Было ошибкой положить камеру в багаж — мне следовало начать снимать все прямо сейчас. Я очень взволнован, остальные кажется не меньше. Играли в покер с Крисом и Крейгом, выиграл четыре из пяти «рук». Обычно мне не настолько везёт с картами. Попытался напиться, но не очень вышло. Выпил 5 пива и 2 отвёртки. Попытался уснуть, но не получилось. Плеер включён, слушаю Beefheart, Monk, & Coltrane. Беспокоюсь по поводу таможни, но получаю свой переполненный плёнкой чемодан без уплаты пошлины. Кроме того, у меня нет разрешения на работу, поэтому я должен держаться реально круто.

2

8-19-91: Англия.

Задержка в аэропорту составила около получаса. После длинного перелёта это казалось вечностью. Дурачил таможеников о причине своего визита. Изображал студента/журналиста и этого было достаточно. Nirvana всё же была задержена из-за документов. Тем временем я поприветствовал 3/4 Sonic Youth: Ким, Тёрстона и барабанщика Steve Shelley, минус Lee Ranaldo, который прилетал завтра и встречал нас в Ирландии. Команда SY состояла также и из друзей: Suzanne Sasic, Keith Nealy, и Nick Close все были отличными товарищами, и мы заценили наш туровый автобус. Я разрываю упаковку плёнки и начинаю снимать. Вскоре после этого автобус Sonic Youth уезжает без меня и я теряюсь в терминале Heathrow. К счастью, неподалёку я замечаю Курта и Дэйва загружающихся в Евро-вэн — гороздо меньшее средство передвижения, но отлично справляющиеся со своей задачей. Я начинаю поездку. Дэйв Грол включает кассету Redd Kross’ Third Eye и начинает играть на невидимых барабанах. Они спрашивают меня, что за голая девушка на обложке альбома. Я рассказываю им, что это Sofia Coppola. Я не говорю им, что София моя подруга и, что она появляется в клипе Mildred Pierce, который я снимал для Sonic Youth в прошлом году. Я не уверен, что они знают обо мне что-то кроме моей причасности к Redd Kross. Крист начинает изображать сцену смерти Софии в «Крёстном отце 3» (Отец…Отееееец). Курт выглядел немного смущенно, может быть он знал что-то. Мы прибыли в арендованое место, где-то неподалёку от Лондона, встретелись с SY и немного поснимали. Я отвёл Тёрстона к шоссе и мы сделали официальное вступление к туру. «Этот тур для меня, как вызов…Вызов нашим родителям…администрации Буша…КГБ, что свергли Горбачёва этим утром…». Я захавал вегетарианский бургер и чипсов в кафешке. Разница во времени и недостаток сна ощущаются. Я прыгнул в автобус к SY, сделал маршрут тура и отключился. Проснулся спустя 6 часов во время заката в Уэльсе. Видел огромный замок с разводным мостом, который выглядел очень старым. В автобусе было пару фильмов, например This Is Spinal Tap, который Крист притащил из вэна. Я смотрел The Untouchables и отрубился. В это время автобус погрузился на паром до Ирландии. Через час я проснулся в холодном поту от странного сна, в котором я обнаружил себя в пустом автобусе внутри большого отсека для перевозки автомобилей в трюме корабля. Чуствую клаустрофобию, выхожу на палубу и встречаю Тёрстона в баре, присоединяюсь к нему. Затем я узнал, что незаконно для пассажиров находится внутри своих транспортных средств из-за вероятности того, что корабль может утонуть. Эй! Слолько их утонуло за последнее время?

3

8-20-91:Ирландия.

Пронулся на диване в самом конце автобуса на рассвете. Перебрался сюда посреди ночи с койки-гроба. За окном мелькала супер-зелёная Ирландия. Все ещё спали. Пили кофе и болтали с Терри, звукачём SY. Он офигенный, я сказал ему, что собираюсь использовать его записи тура для своего фильма. Прибыли на нашу первую остановку в туре-графство Корк. Группы и команда завтракали вместе в старом отеле, который прилегал пабу Sir Henry’s. Моё первое впечатление о Европе: Всё старое! Это мой первый раз и я поражен! Это как попасть в учебник истории. В LA нет ничего подобного и это здорово быть в месте, настолько богатым историей. Вернулся в номер чтобы немного остыть. Прибыл Ли Ринадло, он пытается немного вздремнуть, всю ночь он провёл в пути. Европейское MTV крутит Motley Crew, играющих Sex Pistols’ Anarchy In The UK на каком-то большом европейском фестивале. Предполагаю на одном из тех, где нам предстоит побывать. Может ли разница во времени быть причиной такой сюрреалистической галлюцинации!? Я делаю саркачтичный коментарий: «Вау! Неужели 1991 год, когда панк выстрелил?» Ли смеётся. Сегоднящний гиг в маленьком пабе под названием Sir Henry’s. Я предполагаю, что это разминка перед большим фестивалем. Я слышу автобус, набитый английскими фанами, приехавшими на гиг. Внутри паба стоят клетки для танцовщиц. Я снимаю, как Грол танцует в одной из них. Нирвана открывает шоу и это звучит реально мощно в таком маленьком помещении, но съемка получается не очень из-за отсутствия нормального освещения. За кулисами снимаю, как Курт нянчится с большым бочонком Heineken. SY вышли на сцену и долго настраивались. Они отлично отыграли сет. Большинство песен с Goo, несколько новых и старых песен. У сцены была девушка, которая кричала «Bubblegum» между каждой песней. Надо сказать, что она получило своё. Здесь нет Watt’а (Mike Watt) и не думаю, что они когда-либо ещё играли эту странную песню.

4

8-21-91. Дублин.

Проснулся на рассвете. Все еще спали. В конце автабуса Тёрстон читал книгу о хиромантии, и сказал, что он проснулся в 5:30. Автобус стоял на месте. Мы были где-то в Дублине. Я купил пачку Sugar Smacks и мы расзделили её на двоих. Отправились гулять и купили несколько открыток. Разница во времени всё еще сильно сказывалась на мне. Начал моросить дождь. Вернулся в автобус, чтобы еще поспать. Проснулся на месте сегодняшнего концерта — огромный клуб Top Hat. Съел тост с бобами на обед. Группы чекались, а я отправил открытку маме в штаты. Позже отправились с Тёрстоном и Ким прогулятся по центру Дублина. Видел девушку в майке Fugazi. Ким купила значок «I hate School». Свалили от фаната, который утверждал что расскрасил свой скутер в «Goo». Время концерта. Сделал отличный снимок Nirvana с балкона. Снял пару песен с 200 футов. В зале было достаточно света — спасибо Suzanne. Поставил батарею на зарядку. Снял очень много SY сегодня. К концу сета, во время исполнения «Expressway To Yr Skull» моя камера сломалась. Попытался сделать с этиим что-то, но ничего не вышло. Эти камеры весьма редкие в наши дни и найти их довольно сложно, особенно в Дублине. В отеле випил немного виски с группами и получил билет на самолёт до Англии, чтобы там починить свою камеру. Вновь делил свою комнату с Ли и похоже достал его своим храпом.

8-22-91 Ирландия/Англия

Я планировал остаться в Дублине сегодня и вернуться в Англию с командой на автобусе, но судьба сложилась так, что я лечу вместе с SY, Nirvana и John Silva на самолёте. У групп запланированно общение с прессой на завтра. В аэропорту Курт подбежал ко мне и показал мне только что купленную, редкую версию «Голого завтрака» в мягкой обложке. Он был очень рад. Мы летели компанией под названием Aer Lingus (Название мне кажется весьма забавным). Затем был завтрак. Это было мясо с еще большим количеством мяса. Ветчина с говядиной! Кровавый соус! Это было жёстко! Я включил в плеере Jesus Christ Superstar на полную. Мы попали в зону турбулентности и тут я замечаю священника, теребящего в руках чётки рядом с Сильвой. Приземлились хорошо. Я опять поехал с Куртом, Кристом и Дэйвом до офиса MCA в центре Лондона. Там я стащил кассету Nevermind. После этого у меня был отличный обед в пабе на углу вместе с чуваками. Узнал их немного получше, мне кажется они прикольные ребята. С ними офигенно весело. Крист и Дэйв постоянно шутят. Угарают на вопросом британской прессы: «Кто повлиял на вас?». Я наконец-то нашёл парня, который починит камеру и договорился с ним о встрече завтра. Позже мы пошли посмотреть на Mudhoney в какой-то клуб, а Hole были на разогреве.

5

8-23-91 Лондон/Reading

Проснулся в 6 утра после нескольких часов на полу в комнате Steve Shelley в отеле London Ramada Inn. Я сел на поезд до Gatwick, где был единственный чувак в Англии, который мог починить мою камеру. Я поставил Nevermind в свой Walkman. Smells Like Teen Spirit захлестнула меня, когда поезд проезжал мимо жуткой фабрики, как на обложке «Animals» Pink Floid. Я сделал фото на Pentax K-1000 35mm и полностью погрузился в Nirvana. К концу первой стороны я понял, что обожаю эту запись. Я прибыл в свой пункт назначения. Парень не смог починить мою камеру и я отравился обратно, слушая сторону 2. Вернувшись в Лондон, я облазил каждый магазин, что смог найти в поисках неуловимой Bealieu 7008 Super 8. Я ехал на двухэтажном автобусе и метро до различных магазинов и в итоге нашёл Bealieu 5008, более старую версию моей камеры с такой же системой питания и поддерживающую 200 ft картриджи. Цена была завыщена и я отдал 350 фунтов и двинул через Pickadilly Circus, в переход на готическую станцию метро, и поезд повёз меня к Reading Festival. Когда поезд привёз меня на станцию Reading, небо было тёмно-серым и выглядело так, будто сейчас пойдёт дождь. Немного прошёлся пешком до места действия. Большинство людей уже было там. Пробирался сквозь грязь до бэкстэйджа и наконец-то нашёл автобус SY. Steve одел мою коричневую вельветовую куртку, а я одел его футболку «Dry Nod». Мой приятель Joe Cole рука к руке со своей подружкой Michelle Leon, басисткой Babes In Toyland, которые открывали сегоднешнее шоу на главной сцене. Джо был здесь как роуди Hole, которые сегодня не были заявленны по каким-то причинам. Я зарядил батарею в камеру, протёр линзу и приступил к съемке. Мне кажется, что было порядка 60 тысяч человек, это круто смотрелось со сцены, и если я не был на ней, то снимал то безумие, что творилось в бэкстейдже. У групп было еще больше общения с прессой сегодня, так что я снимал интервью когда получалось. Кортни Лав штурмовала MTV во время интервью Тёрстона. Matt Lukin из Mudhoney (которые так же странно отстутсвовали в лайнапе сегодня), заменял отсутствующего Steve Shelley в интервью японскому телевидению. Nirvana затмила всех. Курт спустился прямо в «фотояму» и сказал прямо в мою камеру: «…This is known as the blues scale!» со своей гитарой и стикером Feederz : (Вандализм: Прекрасен как камень в лицо копа). Потом он нырнул в толпу и это был отличный кадр. В конце сета, во время исполнения «нойз песни» («Endless, Nameless»), он разогнался и прыгнул прямо в установку Грола. Похоже он повредил плечо. Лучшее их выступление в туре.Под Dinosaur Jr. вся толпа пела, а я и понятия не имел, что они так популярны здесь. Было ещё несколько групп, которым я не уделил внимания. Я снимал ритуал SY перед выходом на сцену. Это было не лучшее их выступление. Iggy Pop закрывал концерт с кучей песен The Stooges, которые я видел не раз. Он не плохо смотрелся не смотря даже на то, что не был голый! Очень тяжёлый съемочный день (и ночь). Израсходовал большую часть плёнки сегодня.

6

7

8-24-91 Кёльн, Германия.

Всю ночь ехали в Кёльн (Devo записывали Shrivel Up здесь?). Я проснулся на диване в конце автобуса, как только мы вьехали в город. Не могу терпеть эту койку больше — так «ушёл» Cliff Burton. Мы остановились в ресторане у шоссе. Очередной обмен валют, и как обычно у меня не было немецких марок, но Тёрстон прикрыл меня. Картошка фри и яйца с Силвой и Ли. Впереди нас ждёт второй фестиваль тура. Этот также с Dinosaur Jr., Bob Mould (acoustic/solo), Danielle Dax и ещё кучей всякого дерьма. Я реально ждал Nirvana, которые опоздали, но Тёрстон договорился с некоторыми группами урезать свои сэты на десять минут, чтобы они смогли сыграть. Отличное шоу, очень много всего крутого. Публики было намного меньше, чем на Рэдинге (В этот же день проходил «Monsters of Rock»). Этот фестиваль был украшен выступлением SY. Понравилась их новая песня Chapel Hill.

8-25-91 Хасселт, Бельгия.

«Pukkelpop» ещё один фестиваль, такой же большой как и Reading, с весьма странным составом. Хедлайнеры The Pouges и The Ramones, «Динозавтры» опять тут. Black Francis тоже. Nirvana открывала шоу в 11 утра. Лайнап захламлён кучей «альтернативных» ничтожеств в духе An Emotional Fish. Я был пьян и похоже помочился в гримёрке (terriorial pissings?). Во всяком случае день начинался весьма трезво, с отличного завтрака в Ramada. Затем быстро добрался на такси до гига, который проходил где-то в глухом лесу. Успел на половину сета Nirvana. Они были офигенно безумны и всё это в 11 утра! Тем не менее толпа просто стояла и пялилась на них. Я заснял, как Крист раскручивал Курта, повисшего у него на спине. Ким,Тёрстон и я в страхе наблюдали за этим из «фотоямы». Много протусовался сегодня благодяря алкоголю. Nirvana украсила свой трейлер цветами, собраными их менеджером Alex Macloed. У каждой группы была, весьма формальная, табличка с названием на столах. Снял отличную сцену с Ким и J.Mascis, изображающих Madonna/Sandra Bernheart из Truth or Dare. Похже мы спародировали ещё одну сцену оттуда, сцену Kevin Costner с Куртом и Ким, в роли Мадонны, естественно. SY открывали свой сет с Schizophrenia — заглавного трека с 1987’s Sister, и это было мощно и волшебно. Идеальный сет, чтобы снять его. Толпа поняла это и начала жёстко рубится. Во время Kool Thing, Курст танцевал на сцене со своим корешом Ian Dickson, как душевнобольные под риталином. День подходил к концу и все ещё больше пьянели. Трейлеры Nirvana и SY находились напротив друг друга, и из окон начали летать еда, бутылки, стулья и одежда. Силва набухался как рыба, поскольку это его последний день тура. Позже я позвал Криста и Курта стащить бухло The Pogues и они согласились. Я заснял тусуевощегося Joey Ramone, но постеснялся поговорить с ним. Позже я даже заснял выступление the Ramones. Я понятия не имею, как я держал камеру в тот момент, я был в сопли. В СОПЛИ!

8

9

8-26-91 Бремен, Германия.

После ночной поезки у нас свободный день в Бремене. Заглянул в музыкальный магазин Helter Skelter, купил бутлег Butthole Surfers, бутлег Circle One и, как не удивительно, булег Charles Manson LIE. Снял Тёрстона бегущим «wild in the streets», расхваливающего собак, младенцев и маленьких девочек. Ким купила мне конфету клоунское яйцо с жвачкой внутри. Позже прошлись по улице красных фонарей, и это было как будто в кино. Стив купил мне шоколадку Bros.

8-27-91 Бремен, Германия.

Сегодня шоу в большом клубе The Aladdin с Gumball на разогреве. Я записывал бэки в их песне Yellow Pants. Было неудобно снимать там, поскольку отсутствовали хорошие точки обзора. Большие колонны блокировали обзор. Ким сказала менеджеру МСА отвалить, когда покидала бэкстейдж Nirvana, который позже был разгромлен. Мне становилось не по себе, все эти сотрудники бесили. Все группы неплохо отыграли и этот гиг был записан на 24 канала. Тёрстон случайно разбил (и купил) диско-шар. Теперь он висит в автобусе.

10

8-28-91 Галле (бывшая) Восточная Германия.

ОК! Здесь больше нет никакого СССР или ГДР. Сгоняли в прекрасную многовековую церковь и замок. Никогда не видел ничего подобного. Улица (не помню названия) напоминала мне скит Mike Myers «Sprockets» . Очень по-немецки. Очень Deiter. Очень Kraftwerk. Они обеспечили отличное техно во время ужина. Бегло обошел сцену в поисках лучшего места для съемки. Люди здесь немного обделены живым рок-н-роллом, но сегодня они получат кричащих, ревучих и пылающих Nirvana и SY. Должно быть очень странным для них. Ещё один подарок от Стива, бубен Mickey and Minnie (потому что я заметил, что Disney здесь повсюду). Снял как Тёрстон сидел на унитазе, надеюсь это покажут.

11

8-29-91 Штутгард. Германия.

Сегоднешнее шоу в большом кантри баре The Longhorn — современная ковбойская забегаловка с механическим быком. Прикольно увидеть переработаную Американскую культуру в другой стране, особенно если это уже давным давно устарело. Много наснимал сегодня: Тёрстон битбокс/хип-хоп мантру, а Ким с Куртом тем временем танцевали на железнодорожныйх путях. Тёрстон «зачитал» с местными детишками рэп о состоянии андерграундного рока, небольшую игру в «бутылочку» и еще кучу всякой фигни для фильма. Также я снял дофига отличного живого материала Nirvana и SY.

8-30-91 Нюрнберг. Германия.

Гиг в парке рядом с гигантским кислотным Диснейлэндом. Напоминает микс из Coney Island и «ярмарки штата» в Аде Данте, наполненом кучей пьяных немцев под тентом — это была сцена. Это место вдохновило меня на путешествие внутрь себя. Сегодня камера не выключалась весь день. Прокатились с Ким на аттракционе в стиле chamber-of-thrills. Это было офигенно. Я снял 50-ти футового Кинг-Конга, говорящего по-немецки. Казалось он говорит прямо со мной. Уговорил Ким, Ли и Стива прокатиться со мной на огромной водяной горке (Тёрстон струсил). Я прокатился на «американских горках» с пятью петлями, сделаными в стиле лого олимпийских колец. Тёрстон только влился в движуху, снял много классического, забавного материала. Угорая в парке атракционов, пропустил сет Nirvana. Много хороших и доступных мест для съемки. Сет был SY был крутой и мощный, как никогда прежде, с феерверками в конце. Тусил до 5-ти утра в автобусе с Тёрстоном и его немецким приятелем Акселем, слушая всякие cd от Thin Lizzy до Meat Puppets, от Talking Heads до King Crimson.

12

8-31-91. Роттердам. Нидерланды.

Выходной. (Не совсем). Первый день большого двухдневгого фестиваля. Проспал большую часть дня в автобусе, Кит разбудил меня чтобы сообщить, что он вырубил офигенную траву в локальном магазе за 15 баксов! Невероятно! Немного затарился пластинками, купил психоделический опус The Osmond’s — The Plan в отличнейшем состоянии. Съел картошку фри с арахисовым соусом. Заценил сет Динозавра младшего.

9-1-91. Роттердам. Нидерланды.

Второй день феста опять начался со звонка Keith Nealy. Мы отправились в местный хэш-бар отведать «космический» пирог. Сложно поверить, что сегодня последний день тура. Потусовался с Ником Кейвом. Настоящий джентельмен — купил мне пива. Тёрстон представил меня и упомянул Desperate Teenage Lovedolls. Мистер Кейв сказал, что это звучит круто. Фестиваль проходил в большом мульти-зале для конференций, где несколько групп играли одновременно. Поскольку это последнее шоу тура, Nirvana жёстко отрывалась в бэкстэйдже. Обычно это происходило после выступления. Крист сказал, что Курт закинулся грибами, но я не очень ему поверил. Снял, как Ким делала макияж группе. На фесте играли Smashing Pumpkins. Кортни Лав вошла в комнату вместе с Билли Корганом и представила его всем. После этого они ушли и Курт маркером написал на стене : «Courtney + Gish» и улыбнулся. Я заснял этот момент. Nirvana вылши на сцену и довели меня до слёз. Они были просто обдолбаны, но выглядили офигенно. Я снял почти весь их сет, постоянно перезаряжая картриджи с плёнкой. Я даже выкрикивал названия песен из-за сцены. «Ей Курт! сыграй In Bloom!» (Они не играли эту песню в туре до этого момента). К концу сета Курт переключился в режим разрушения и не прекращал, пока охрана не начала его остановливать. Алекс — роуди, вскорее положил этому конец. SY играли в другом, большом зале. Ким повторила со сцены мой тезис «1991 is the year Punk Rock finally breaks». Это стало нашей шуткой в туре и может стать отличным названием для фильма. У SY был крутейший сэт, отличное завершение тура. Убийственный «Teenage Riot», крутейший «Mote» и «Brother James», просто эпичный «Expressway». Я снял их все! Всё! Тур окончен! Пост-туровая вечеринка в Хилтоне, и я пошёл туда только чтобы попрощаться со всеми. Я слишком вымотан сегодня. Последние 2 недели были нескончаемой вечеринкой. Я буду по всем скучать! Скоро увидемся! Мне нужно встать в 6 утра и отправится в Англию (в этот раз поехать в Нотингем), чтобы снять клип а после вернутся в Лос-Анджелес. Я пялился на свой чемодан, до краев наполненный отснятой плёнкой, и стал представлять на что это всё будет похоже. Монтаж предстоит весёлым.

13

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика